Учебный центр вертолетного клуба «Волжский» предлагает всем желающим пройти обучение полетам на вертолете в объеме, необходимом для сдачи экзамена на получение свидетельства частного пилота гражданской авиации государственного образца.  

Обучение в нашем Клубе осуществляется индивидуально, с учетом личного графика курсанта.

Базовое обучение проводится на одном из двух типов вертолетов – Robinson R44 или R66 – легких, компактных и современных вертолетах, заслуживших высокую оценку профессионалов. 

При наличии удостоверения частного пилота на управление одной из указанных моделей вертолетов вы в дальнейшем сможете пройти курс переквалификации для пилотирования других типов и моделей вертолетов.

 

Как управлять вертолетом:

О тонкостях управления вертолетом Robinson R44 рассказывает

пилот Сергей Друй

 

bezymyannyy_14

Важнейший навык управления вертолетом — правильный выбор направления взгляда. Курсантов учат взлетать и садиться, глядя на землю на расстоянии 5−15 м перед собой. Это простая геометрия. Если смотреть дальше, вплоть до линии горизонта, можно не заметить значительных колебаний высоты. Спортсмены-вертолетчики смотрят прямо «под обрез кабины» и замечают миллиметровые изменения высоты. Если курсант выберет, то же направление взгляда, он увидит небольшие колебания, но будет не в силах их скорректировать — не хватит навыков и мелкой моторики, которая приходит с опытом. Поэтому при обучении тренер предлагает курсанту начать со взгляда на 15 м, а затем постепенно сокращать эту дистанцию.

Базовое направление взгляда в полете по маршруту — «капот-горизонт». Если положение горизонта относительно капота не меняется, значит, вертолет летит на заданной высоте с постоянной скоростью. «Клевок», скорее всего, будет означать увеличение скорости и потерю высоты, наклон линии горизонта — смену курса. «В хорошую погоду можно лететь с заклеенной приборной панелью», — говорит Сергей Друй, — а вот с заклеенными стеклами кабины далеко не улетишь».

Элементы управления

Ручка управления определяет циклический шаг несущего винта. С ее помощью пилот управляет вертолетом по крену и тангажу. Работа с ручкой управления во время висения напоминает балансирование на острие иглы. Практически каждое действие требует соответствующей коррекции другими органами управления. К примеру, чтобы увеличить скорость, пилот отдает ручку от себя, наклоняя машину вперед. При этом вертикальная составляющая в векторе тяги винта уменьшается, и приходится увеличивать общий шаг (поднимать рычаг «шаг-газ»), чтобы не потерять высоту.

Шаг-газ

Поднимая рычаг «шаг-газ», пилот увеличивает общий шаг (угол атаки лопастей) несущего винта, тем самым увеличивая тягу. В случае резкого увеличения шага реактивный момент винта изменяется и вертолет стремится изменить курс. Чтобы остаться на выбранной траектории, пилот синхронно работает рычагом «шаг-газ» и педалями.

Педали определяют шаг стабилизирующего (хвостового) винта. С их помощью пилот управляет курсом машины. Резкая работа педалями сказывается на реактивном моменте стабилизирующего винта и, несмотря на его незначительную массу, оказывает некоторое влияние на тангаж. «Опытные тренеры иногда показывают курсантам фокус: фиксируют ручку управления и рычаг ‘шаг-газ' и управляют высотой и скоростью полета, лишь слегка помахивая хвостом, — рассказывает Сергей Друй. — Так появляются слухи о ‘радиоуправляемых вертолетах' и прочей магии».

Авторотация

Режим авторотации, при котором винт с малым углом атаки вращается, используя энергию набегающего воздушного потока, позволяет при необходимости выбрать место посадки и сесть с выключенным двигателем. Чтобы поддерживать режим, пилот смотрит на тахометр. Если обороты винта падают ниже рабочего диапазона, нужно плавно уменьшить общий шаг винта. Если обороты растут, общий шаг нужно увеличить. При этом вертолет остается полностью управляемым по курсу, крену и тангажу.

bezymyannyy6

1) ручка управления

2) рычаг «шаг-газ»

3) педали

4) управление связью

5) компас

6) вариометр (указатель вертикальной скорости)

7) авиагоризонт

8) индикатор воздушной скорости

9) тахометр (слева — указатель оборотов двигателя, справа — винта)

10) высотомер

11) указатель давления во впускном коллекторе (дает представление о запасе мощности двигателя при данной загрузке и погодных условиях)

12) сигнальные лампы

13) температура воздуха во впускном тракте

14) часы

15) приборы двигателя (давление и температура масла, уровень топлива, напряжение бортовой сети)

16) управление освещением

17) выключатель силового привода муфты (передает крутящий момент на винт после прогрева двигателя)

18) главный выключатель

19) выключатель зажигания

20) обогрев кабины

21) вентиляция кабины

22) микшер внутренней связи

23) радиостанция

Стоимость обучения

Цены на обучение полетам на вертолете в каждом случае обговариваются индивидуально. Именно поэтому вопросы о цене лучше всего обсудить с нашими менеджерами по телефону или написав им в одной из социальных сетей, где есть страницы вертолетного клуба «Волжский».

Ваше сообщение